
Приказ Минпросвещения 704: изменения
Минпросвещения России выпустило приказ от 9 октября 2024 года № 704, который внес изменения в федеральные образовательные программы. Эти изменения вступят в силу с 1 сентября 2025 года и направлены на снижение учебной нагрузки, повышение качества образования и улучшение планирования учебного процесса. Давайте разберемся, что это значит на практике.
1) Во-первых, приказом установлено, что общее количество контрольных работ, включая всероссийские проверочные работы (ВПР), не должно превышать 10% от всего объема учебного времени. Это позволит избежать перегрузки учеников и сбалансировать учебные и проверочные мероприятия.
- Длительность контрольной работы составляет от одного до двух уроков (не более чем 45 минут каждый).
- Длительность практической работы, включая лабораторные, интерактивные и иные работы и не являющейся формой контроля, составляет один урок (не более чем 45 минут).
2) Во-вторых, документом закреплен перечень проверяемых требований (кодификатор) к метапредметным и предметным результатам. Теперь четко определены критерии, по которым будет оцениваться успешность освоения программ, что позволит унифицировать процедуры оценки на федеральном и региональном уровнях. Так, например, определены критерии Познавательных УУД: логические действия, выявление закономерностей и установление причинно-следственных связей.
3) Кроме того, программы обучения теперь синхронизированы с государственными экзаменами — ОГЭ и ЕГЭ. По каждому предмету выделен список элементов содержания, которые будут проверяться на экзаменах. В то же время у школ остается возможность корректировать поурочные планы в пределах установленных норм, определяя количество оценочных процедур и их расположение в расписании.
4) В новом приказе Минпросвещения России представлено подробное поурочное планирование для каждого учебного предмета, что позволяет более четко структурировать процесс обучения. Теперь учителя могут следовать заранее утвержденным темам уроков, адаптированным к новому образовательному стандарту.
Например, для русского языка в 5 классе предусмотрено следующее планирование:
- Богатство и выразительность русского языка.
- Лингвистика как наука о языке.
- Повторение орфографии: правописание гласных и согласных в корне (повторение пройденного в начальной школе).
- Повторение орфографии: правописание разделительного мягкого и твердого знаков.
- Повторение состава слова.
- Повторение морфологии: самостоятельные и служебные части речи.
- Повторение синтаксиса.
- Контрольная работа (повторение пройденного в начальной школе).
- Устная и письменная речь.
- Монолог, диалог, полилог.
- Виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо.
- Виды чтения.
- Виды аудирования.
- Речевой этикет.
- Обучающее сочинение (изложение).
- Понятие о тексте и т.д.
Обществознание и история с 1 сентября 2025
Изменения в изучении истории и обществознания с 1 сентября 2025 года будут следующими:
5-й класс:
- 68 часов будет выделено на изучение всеобщей истории.
- 34 часа — на историю своего края.
6-й класс: - 28 часов для изучения всеобщей истории.
- 57 часов на изучение истории России.
- 17 часов на историю края.
7-й класс: - 28 часов — на всеобщую историю.
- 57 часов — на историю России.
- 17 часов — на историю своего края.
8-й и 9-й классы (с 2026 года):
8-й класс:
- 34 часа на всеобщую историю.
- 68 часов на историю России.
9-й класс: - 23 часа на всеобщую историю.
- 45 часов на историю России.
Обществознание с 9 класса:
С 1 сентября 2026 года обществознание начнут преподавать с 9-го класса.
Изменения в ФРП
В новом приказе Минпросвещения России представлены изменения в федеральных рабочих программах (ФРП) по различным учебным предметам. Вот основные моменты:
- Русский язык: добавлено поурочное планирование, требования к результатам обучения, а также элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ. Теперь легче отслеживать, какие темы необходимо будет сдавать на экзамене.
- Литература: аналогично русскому языку, введено поурочное планирование и требования для ЕГЭ. Это поможет ученикам и учителям более структурированно подойти к подготовке.
- Родные языки и литература: появилась возможность корректировать общее количество часов, и некоторые модули, такие как «Толерантность», были заменены на «Уважение» или исключены вовсе.
- Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский): добавлен кодификатор требований и возможность корректировки часов, что позволит образовательным организациям гибко подходить к углубленному изучению языков.
- Математика: введены требования для ЕГЭ, а для углубленного уровня появилось новое содержание по курсу «Вероятность и статистика». Это обновление позволит лучше готовиться к экзаменам.
- Информатика: добавлены требования к результатам освоения программы и возможность корректировки часов для углубленного изучения. Это делает предмет более гибким и адаптированным к нуждам учащихся.
- Физика и химия: также добавлены требования для ЕГЭ, что поможет в подготовке к экзаменам.
- Биология: введены кодификаторы требований, которые будут проверяться на ЕГЭ, что сделает подготовку более целенаправленной.
- История: обновлено поурочное планирование, что поможет более четко структурировать изучение предмета и подготовку к экзаменам.
- Обществознание: добавлены поурочные планы для 10 и 11 классов, а также требования для ЕГЭ. Это сделает процесс обучения более понятным и последовательным.
- Физическая культура: введена новая редакция модулей, таких как «Самбо», «Гандбол», «Хоккей», «Городошный спорт» и даже «Компьютерный спорт», что делает уроки более разнообразными.
- Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ): корректировки в модуле «Безопасность в социуме» и добавление поурочного планирования обеспечат учащимся более современное и актуальное обучение.
- Рабочая программа воспитания: внесены изменения в модули «Классное руководство» и «Профориентация», что поможет более эффективно работать с учениками в плане их воспитания и подготовки к профессиональной деятельности.
Эти изменения делают образовательные программы более гибкими, адаптированными к современным требованиям и помогают готовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и дальнейшей жизни.
Организационные моменты учебного процесса
В новом Приказе Минпросвещения 704 также обновлены организационные моменты учебного процесса. Вот краткое и структурированное описание изменений:
Учебный план:
- Продолжительность учебного года теперь составляет 34 недели. Минимальный объем часов увеличен с 2170 до 2312 часов за 2 года обучения, максимальный — до 2516 часов.
- Варианты федерального учебного плана (ФУП) для различных направлений (естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического и технологического) предполагают 2 часа обязательных уроков. Третий час можно проводить за счет части, формируемой самими школами и учениками. Раньше третий час мог браться также за счет внеурочной деятельности или посещения спортивных секций.
- Появились рекомендации по домашнему заданию, что сделает нагрузку для школьников более сбалансированной.
Календарный учебный график:
- Учебный график и режим работы теперь школы могут устанавливать самостоятельно, что позволит им более гибко подходить к организации учебного процесса.
- Каникулы должны длиться не менее 7 дней, а летние — не менее 8 недель. В случае чрезвычайных ситуаций возможен перенос учебного процесса на лето.
- Рекомендуется проводить учебные периоды по 5-6 недель с недельными каникулами. Общая минимальная продолжительность каникул должна быть не менее 126 дней для 10 классов и 42 дня для 11 классов.
Внеурочная деятельность:
- Один час в неделю рекомендуется посвящать занятию «Россия — мои горизонты».
- До 4 часов в неделю школьники могут выбирать сами занятия по интересам, 1 час — на организационную деятельность, и еще 1 час — на профориентацию. Школы сами определяют формы проведения внеурочных занятий.
Эти изменения позволят более гибко организовать учебный процесс и внеурочную деятельность, создавая комфортные условия для учеников и преподавателей.
Подведем итоги
В заключение можно отметить, что новые изменения в образовательных стандартах и учебных планах направлены на создание более гибкой и эффективной системы обучения. Увеличение минимального объема часов, самостоятельная корректировка учебных графиков и рекомендаций по домашним заданиям позволят школам лучше адаптироваться к нуждам учеников и реалиям современного мира. Нововведения касаются как обязательных предметов, так и внеурочной деятельности, что способствует всестороннему развитию учащихся и помогает им более осознанно выбирать будущие направления обучения и профессионального развития.